Четыре возраста детства и детская фотосъемка
Для детской фотосъемки возраст ребенка является очень важным фактором при выборе сюжетов, подходов, и даже жанра съемки. По мере роста в поведении и психологии ребенка постоянно происходят изменения, иногда эволюционные, а иногда и революционные. Последнее характерно для кризисов взросления. Если между кризисами изменения значительные, но постепенные, по большей части количественные, то в кризисное время происходит резкий качественный скачок в отношении к миру и взаимодействии с ним. Такая переоценка ценностей для многих не проходит бесследно: характер портится, самочувствие ухудшается, возможны проблемы с аппетитом и сном. В этот период ребенку, скорее всего, не до фотографии. Ниже расскажу вкратце как о кризисах, так и основных возрастных периодах детства.
Кризис рождения «Привет Мир!»
Для ребенка рождение — тоже кризис. Но это кризис внутренний, скорее физиологический, чем поведенческий – связь малыша с миром пока что минимальна. Организм внезапно обретает самостоятельность, рай единства с телом матери утерян. Мир с его стимулами для просыпающихся органов чувств – настоящий шок. Меняется способ питания, дыхания. Можно сказать, что первый кризис – это кризис обретения физиологической независимости ребенка. Не удивительна поэтому и потеря веса в первые дни жизни.
Младенчество (от рождения до года)
Ребенок учится пользоваться органами чувств, учится двигаться, ощущать, воспринимать, налаживать невербальную связь с окружающими.
Главная доминанта этого возраста — интимно-личностное общение с мамой. Именно на руках мамы и рядом с мамой, в контакте с ней, получаются наиболее удачные фотографии малышей этого возраста. Ребенка привлекает невербалика, жесты, мимика, движения, позы окружающих, интонации их голосов. Его будоражит эффект новизны. Хочется лизнуть, укусить, потрогать появившуюся новую яркую вещь. Но внимание пока неустойчивое, вскоре оно переключится на что-то еще.
В первый год изменения постоянные и значительные, ребенка можно снимать каждый месяц и каждый раз фотосъемка будет проходить по-новому. Можно перечислить особенности этапов этого большого пути.
- Возраст до 2-3 недель — Постоянный сон! Именно в это время делают те самые милые фотографии спящих младенцев. Иногда подвешенных в гамаках или завязанных узлом, но это уже дело вкуса конкретного фотографа.
- 1 месяц — Появляется реакция на звук, агуканье.
- 2 месяца — Малыш держит голову, начинает играть с игрушками.
- 3 месяца — Переворачивается, держит бутылочку.
- 4 месяца — Пытается сесть, смеется.
- 5 месяцев — Сидит, пытается ползать.
- 6-7 месяцев — Ползает, хлопает в ладоши. Примерно в это время лучше всего снимать детей в младенческом возрасте – уже сидят, но еще не убегают.
- 8-9 — Начинает вставать, выполняет просьбы.
- 9-12 месяцев — Начинает ходить, пользуется ложкой и чашкой. Переход ко «взрослой» пище.
Кризис первого года «Свободу Юрию Деточкину»
В год ребенка штормит от самостоятельности, но уже не от физиологической, а физической. Точнее, свободы передвижения – беги куда хочешь (но не дают). Так что этот кризис не только малыша, но и его родителей – попробуй удержи над пропастью во ржи.
Младшее детство (1-3 года)
Для ребенка этого возраста характерна предметно-манипулятивная деятельность – его очень сильно привлекают игрушки, новые неопознанные летающие и нелетающие предметы. Социум его заботит пока не очень сильно. Например, ведерко для куличиков будет интересовать его гораздо больше другого ребенка, играющего в той же песочнице. Поэтому и фотографировать детей в это время лучше всего создавая им условия для предметных игр, рядом с разнообразными игрушками. Ну и с родителями, конечно. Куда же без этого!
В это время начинает бурно развиваться внимание, речевые навыки. Логика, самооценка пока не работают. Дети воспринимают простые слова, зацепки для внимания: «Белка!».
Наверное, дети этого возраста самые сложные для съемки – вечно убегающие, прячущиеся, отворачивающиеся, всегда зевающие, моргающие или ковыряющие в носу в самое неподходящее для фотографа время. Часто работает стратегия «сделай наоборот»: «ни в коем случае не садись на этот стульчик». Позирование по просьбе практически исключено, все снимается на бегу и на лету. Но тем и интереснее – главное, чтобы ребенку было весело и забавно на фотосессии. Тогда и снимки обязательно будут хорошими.
Кризис трех лет «Я Сам»
Это тоже кризис самостоятельности. Но если при рождении происходило освобождение физиологическое, в год – физическое, то в три года ребенок начинает отстаивать право на свободу воли, действия, выбора. И появляются вредность, упрямство, стремление сделать что-то самостоятельно в любой ситуации, негативизм (когда отрицают все, что предлагается взрослыми), обесценивание (когда ругают самых близких людей самыми плохими известными словами), иногда — настоящий деспотизм.
Дошкольный возраст (4-7 лет)
Время сюжетно-ролевых игр. Детям очень нравится примерять на себя образы большого мира. Им нравится общаться со сверстниками, дружить, играть, узнавать что-то новое. Для фотографа это, наверное, самый благодатный детский возраст. Душа у детей все еще нараспашку, они открыты, непосредственны и искренни, а сказка так захватывающе поджидает за углом. Говорят, что наш светлый дом, откуда все мы приходим в этот мир и который удивительнее любой сказки, все еще напоминает о себе в эти годы, прежде чем окончательно укутаться туманом забвения. И в то же самое время дошколята в чем-то уже взрослые личности, со своим характером, определенным темпераментом, у них уже появляется понимание просьб взрослых и ответственность за свои действия. Они гораздо более покладистые, чем в возрасте 1-3 лет.
Для них подходит как семейная съемка, так и съемка в детских садиках. Причем фотография в детских садах отличается тем, что позволяет отразить область детской жизни, которая, как правило, невидима для взрослых. Но есть важное условие – это должна быть именно репортажная фотосессия, в условиях, когда фотограф погружается в жизнь группы, играет с детьми, общается с ними почти на равных.
Кризис 7 лет (Не Игрушки)
В возрасте около 7 лет у ребенка появляется стремление к настоящей, «полезной», «взрослой» жизни. Наступает кризис самопозиционирования, самоосознания. Появляется серьезное отношение к себе, своему внутреннему миру, целям и ценностям.
Младший школьный возраст (7-12 лет)
Ролевые игры постепенно отходят на второй план. Их место занимает активное впитывание знаний, учеба – то единственное серьезное, полезное занятие, которое пока доступно ребенку.
В этом возрасте у многих детей появляется жажда самовыражения, есть свои хобби, увлечения. О многом имеют свое мнение. Любят, когда с ними общаются на равных, говорят на серьезные темы.
Лучшая фотосъемка, которая идеально подходит для младших школьников – репортажная сессия на занятиях, особенно, если занятия интересны и есть элемент соревновательности. И в подвижных играх и беготне вопрос «кто первый?» разжигает их эмоции, как береста весенний костер.
Кризис 13-14 лет (Детство, прощай!)
Кризис взросления, полового созревания. В организме бушует гормональный шторм, на коже вылезают ненавистные прыщи, и снова портится и вреднеет характер. Отношения как со взрослыми, так и со многими сверстниками находятся иногда на грани фола. И фотографу тоже лучше держаться подальше, если, конечно, это не любитель экстремальной фотографии.
От 14 лет и далее.
Их все еще называют детьми. Но по сути они уже таковыми не являются. Организм, внутренний мир, социальные взаимодействия, — все это уже взрослое, пусть и неокрепшее, растущее.
Как бы то ни было, у людей среднего и старшего школьного возраста на первый план выходят полноценные жизненные устремления, личностное и межполовое общение, роль в групповой иерархии. И фотографировать их надо почти так же, как и конституционно-взрослых. Наладить с ними контакт, выудить настоящее лицо, уже спрятанное за множеством масок, бывает непростой задачей. Но это уже совсем другая история.